Российская организация (комиссионер) от своего имени ...
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации товара белорусскому покупателю в рамках договора комиссии Раздел 3 должен быть заполнен белорусским контрагентом в обязательном порядке.
Обоснование вывода:
С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17).
Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
Перемещение товаров внутри Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана не является экспортом (импортом) (ст. 212 ТК ТС), а считается взаимной торговлей. Это разъяснение сотрудников Аналитического управления ФТС России, подготовивших ответы на наиболее часто задаваемые вопросы представителей деловых кругов, касающиеся осуществления внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
В то же время для целей исчисления НДС в отношении ввоза товаров, реализуемых налогоплательщиками, с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза также употребляется понятие экспорт (импорт).
При осуществлении сделок между государствами — членами таможенного союза внутри таможенного союза организациям необходимо руководствоваться, в частности:
— Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее — Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);
— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее — Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г., протокол ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ).
Отметим, что положения указанных документов обязательны к применению всеми участниками таможенного союза.
Для целей исчисления НДС участникам торговых операций на территории таможенного союза вменяется в обязанность представление в налоговые органы соответствующих документов (п. 2 ст. 1 Протокола — для организации — экспортера, п. 8 ст. 2 — для организации — импортера).
Так, согласно п. 8 ст. 2 Протокола налогоплательщик-импортер (в рассматриваемой ситуации — белорусский покупатель) обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, одновременно с налоговой декларацией представить в налоговый орган Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление) (письмо ФНС от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@).
Форма Заявления, а также правила его заполнения установлены Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г. (далее — Правила) (письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).
При этом на основании пп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола Заявление с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) является для организации-экспортера одним из документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки.
Пунктом 1 Правил установлено, что в обязанности налогоплательщика (в рассматриваемой ситуации — белорусского контрагента) входит заполнение Разделов 1 и 3 Заявления. При этом Раздел 3 Заявления в соответствии с п. 4 Правил заполняется только в двух случаях:
— если обороты (операции) по реализации товаров Продавцом, указанным в Разделе 1 Заявления, покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза — Продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства — члена таможенного союза — Продавца;
— при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 должны быть отражены реквизиты договора комиссии, а в строках 08 и 09 — стороны данного договора (контракта).
Отметим, что Раздел 3 содержит данные о продавце, комитенте, доверителе или принципале, а также о покупателе, комиссионере, поверенном или агенте.
Таким образом, по нашему мнению, при реализации товара белорусскому покупателю в рамках договора комиссии Раздел 3 подлежит заполнению в обязательном порядке. В ином случае незаполнение белорусским контрагентом данного раздела может стать причиной отказа комитенту в применении им «нулевой» ставки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Некоммерческая организация (фонд) на общем режиме налогообложения оказывает услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно на эти цели предоставлялись государственные гранты. В этом году фонд заключил возмездный договор об оказании данных услуг с заказчиком (цена услуг единая), которым выступила региональная общественная организация инвалидов. Облагаются ли НДС и налогом на прибыль услуги, оказанные фондом в рамках этого договора?
- Фирма с 2018 года переходит с общей системы налогообложения на УСН. В остатках по оборотно-сальдовой ведомости имеются материалы, оприходованные после ликвидации основных средств, исходя из рыночных цен. Нужно ли восстанавливать НДС от рыночной стоимости материалов, оприходованных по итогам инвентаризации?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?
- Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
- ООО применяет УСН с объектом налогообложения «доходы»...