Лесные пожары повторятся с большей силой
Лесные пожары повторятся с большей силой: выводы комиссии
Существует большой риск повторения пожарной катастрофы в лесах России в 2011 году, причем в значительно большем масштабе, чем в 2010. Об этом в рамках мультимедийной пресс-конференции сегодня, 7 октября, заявили представители общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году.
По заявлению представителей комиссии, минувший сентябрь наглядно показал, что не аномальная жара была главной причиной катастрофы, потому что антициклон ушел, а пожары продолжаются до сих пор, хотя некоторые из них, если верить официальным документам, были неоднократно потушены. Прошедший месяц также обозначил позиции всех федеральных органов исполнительной и законодательной власти по поводу того, что будет сделано по итогам пожарного сезона этого года. Многие должностные лица по-прежнему склонны списывать пожарную катастрофу исключительно на небывалую жару и засуху, отмечает комиссия.
«Главная причина пожаров не аномальная жара, их и в 1979 году было около 40. Лес подожгла Государственная дума принятием нового Лесного кодекса, вступившего в силу в конце 2006 года. 70 тысяч лесников, которые прежде могли мгновенно реагировать на пожары, ушли из леса. 40 тысяч лесников потеряли право составлять протоколы об административно-правовых нарушениях. Лес оказался беззащитным. Обещания, данные чиновниками, оказались пустыми», — заявил председатель фракции «Зеленая Россия» Алексей Яблоков.
Даже если руководители государства и сделают правильные выводы и примут необходимые меры по исправлению ситуации, они вряд ли успеют вступить в силу к началу следующего пожарного сезона, говорится в выводах комиссии. «Сейчас можно с ответственностью заявить, что в следующем году мы будем готовы к сезону лесных пожаров еще меньше, чем в этом. Основная причина плохой подготовки — это изменение статуса Федерального агентства лесного хозяйства и замена руководителя. При этом новый руководитель Рослесхоза столь же далекий от лесного хозяйства человек, как и двое его предшественников. По-прежнему нет государственной лесной охраны, которая по идее определена двумя федеральными законами — Лесным кодексом, который создает правовые основы для действия лесной охраны и законом о федеральном бюджете, который определяет ресурсы, которыми будет располагать охрана лесов», — объяснил руководитель Лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко.
«Проект федерального бюджета на следующий год не оставил надежды на то, что в лесах будет восстановлена государственная лесная охрана — на ее работу просто не закладываются средства. Финансирование лесного хозяйства предполагается увеличить в полтора раза (до 30,7 млрд рублей), но при этом регионы на свою повседневную работу по управлению лесами получат почти столько же денег, сколько в 2010 году, с добавками лишь на ликвидацию последствий пожаров и ураганов. Дополнительные деньги на новое пожарное оборудование предполагается выделить на условиях софинансирования — а это означает, что в результате бюрократических процедур новое оборудование будет получено слишком поздно, скорее всего, лишь к середине или даже к концу пожарного сезона», — добавил Ярошенко.
Для того чтобы перечислить предпринятые для устранения пожаров меры, эксперты привели в пример торфяники. Была принята программа о их затоплении, но так и не было учтено, что этот процесс не одноразовая мера, а полноценная реставрация экосистемы. «Для этого нужно не просто провести шланг от ближайшего водоема, чтобы залить пожары. Эти работы требуют системного подхода. Нужно делать все открыто, совещаясь со специалистами. За грядущую зиму необходимо подробно обсудить эту проблему. И восстановление должно быть не хаотичным, а выборочным — с наиболее проблемных точек», — считает генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко.
Ситуацию также прокомментировал координатор по Лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) Николай Шматков: «СМИ и власть никогда не обратили бы внимания на эту проблему, если бы над Москвой не повис смог. Некоторые регионы горят каждый год, например, Сибирь и Дальний Восток. Горению подвержены ценные хвойные, широколистные леса, места обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда. Мало кого заботило, что в этих условиях погибали люди. Заговорили об этом только тогда, когда смог дошел до столицы».
Источник: regnum.ru