Как правильно поставить на учет в бюджетном...
Договор дарения
В рассматриваемой ситуации бюджетному учреждению необходимо учитывать нормы главы 32 "Дарение" ГК РФ. В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.
Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 574 ГК РФ. При этом передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручения ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов (п. 1 ст. 574 ГК РФ). Отметим, что в рассматриваемой ситуации, с учетом положений п. п. 2, 3 ст. 574 ГК РФ, договор дарения может быть заключен устно.
Кроме того, обращаем внимание на то, что дееспособность несовершеннолетних в возрасте от шести до восемнадцати лет ограничена. Однако они вправе самостоятельно совершать, в том числе, мелкие бытовые сделки, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (пп. 4 п. 2 ст. 26, пп. 3 п. 2 ст. 28 ГК РФ).
При этом в соответствии со ст. 172 ГК РФ сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), признается ничтожной (за исключением сделок, предусмотренных ст. 28 ГК РФ). Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со статьей 26 ГК РФ, может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя (ст. 175 ГК РФ).
Таким образом, принимая какие-либо материальные ценности от несовершеннолетних, должностные лица бюджетного учреждения должны проявлять разумную осмотрительность. Иными словами, необязательно при получении любого нефинансового актива требовать от несовершеннолетнего письменное разрешение его законного представителя на совершение сделки. В то же время при получении достаточно ценных объектов (в том числе и книг) наличие такого документа позволит бюджетному учреждению обосновать законность хозяйственной операции.
Определение рыночной стоимости имущества
Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н).
Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости (п. 11 Инструкции N 148н).
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 13 Инструкции N 148н). При этом под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.
Порядок определения рыночной стоимости для целей бюджетного учета Инструкцией N 148н не определен. В то же время порядок определения рыночных цен на товары, работы или услуги в целях налогового учета неоднократно становился предметом рассмотрения финансового ведомства и судебных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 31.12.2009 N 03-02-08/95, от 15.06.2007 N 03-03-05/161, постановления ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1410/09-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2009 N А78-3337/08-СЗ-9/107-Ф02-6827/08).
Из анализа разъяснений уполномоченных органов и судебной практики следует, что для получения информации о рыночных ценах можно использовать:
1) данные, опубликованные в официальных изданиях уполномоченных органов (в том числе органов статистики и ценообразования);
2) сведения Госкомстата России об уровне цен;
3) данные о ценах на идентичные материальные ценности (работы, услуги), которые могут быть получены:
— из средств массовой информации (Интернет, газеты, рекламные каталоги);
— от организаций-изготовителей (подрядчиков);
4) заключения независимых оценщиков (экспертов).
Такой подход полностью соответствует положениям п. 11 ст. 40 НК РФ, в соответствии с которым при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Кроме того, по нашему мнению, в аналогичном порядке может быть определена рыночная стоимость объектов для целей бюджетного учета.
Таким образом, решение об установлении рыночной стоимости имущества, полученного учреждением по договору дарения, должно быть надлежащим образом обосновано, подкреплено соответствующими документами, а также оформлено в соответствии с требованиями к документообороту и оформлению документов в конкретном учреждении.
Бюджетный учет
В рассматриваемой ситуации следует учитывать, что объекты основных средств могут быть приняты к бюджетному учету по сформированной (рыночной) стоимости. При этом учреждение не будет нести никаких дополнительных расходов, например по доставке и т.п.
Таким образом, принятие к учету данного объекта на счет 010100000 "Основные средства" без предварительного отражения на счете 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" не будет искажать показатели бюджетного учета и отчетности. Следовательно, будет полностью выполняться задача бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь п. 21 Инструкции N 148н (операция N 4 раздела I Приложения N 1 к Инструкции N 148н), в рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение должно произвести в учете следующую запись:
Дебет КРБ 010107310 Кредит КДБ 040101180
— по сформированной стоимости приняты к учету книги, полученные безвозмездно от школьников.
В заключение напомним, что в соответствии с положениями п. 21 Инструкция N 148н поступление книг может быть оформлено Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
3 июня 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Некоммерческая организация (фонд) на общем режиме налогообложения оказывает услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно на эти цели предоставлялись государственные гранты. В этом году фонд заключил возмездный договор об оказании данных услуг с заказчиком (цена услуг единая), которым выступила региональная общественная организация инвалидов. Облагаются ли НДС и налогом на прибыль услуги, оказанные фондом в рамках этого договора?
- Фирма с 2018 года переходит с общей системы налогообложения на УСН. В остатках по оборотно-сальдовой ведомости имеются материалы, оприходованные после ликвидации основных средств, исходя из рыночных цен. Нужно ли восстанавливать НДС от рыночной стоимости материалов, оприходованных по итогам инвентаризации?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?
- Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
- ООО применяет УСН с объектом налогообложения «доходы»...