Налогообложение доходов и социальное страхование...
Налогообложение доходов и социальное страхование работников из Республики Беларусь
При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006.Особенности налогообложения доходов наемных работников из Республики Беларусь, а также порядок их социального страхования разъясняют специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. Степовая и С. Мягкова.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года», подписанного 24.01.2006 (далее — Протокол)1.
Согласно п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.
Указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).
Таким образом, если у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами Российской Федерации с даты заключения договоров. Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально производится налоговым агентом по ставке 13%.
Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 30.10.2008 N 03-04-06-01/320, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@, УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121898.
В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в Российской Федерации до момента расторжения договора. Если срок пребывания такого иностранного гражданина на территории Российской Федерации составляет менее 183 календарных дней, НДФЛ взимается по ставке 30% за весь период работы, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации до момента его увольнения (см. письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397).
Так как перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.
В п. 5 ст. 1 Протокола установлено, что обязанность по уплате суммы налога, уточненной в результате перерасчета, физическое лицо исполняет самостоятельно. Поэтому в случае выезда за пределы Российской Федерации гражданин Республики Беларусь обязан заполнить и представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных за время его пребывания в Российской Федерации в текущем налоговом периоде.
Единый социальный налог
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставки налога указаны в ст. 241 НК РФ.
Следует отметить, что главой 24 НК РФ установлен единый порядок налогообложения ЕСН выплат в пользу российских и иностранных работников.
При налогообложении ЕСН доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать, что указанные лица подлежат обязательному медицинскому и социальному страхованию в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации2.
Следовательно, за работающих по трудовым договорам граждан Республики Беларусь производятся отчисления ЕСН, включающего уплату взносов в ФСС и ФОМС России. Аналогичный вывод содержится в Информационном письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.05.2008 N 31/173.
Кроме того, за указанных лиц в обязательном порядке производится уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Обязательное пенсионное страхование
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).
Напомним, что на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.
Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации признаются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам (ст. 7 Закона N 167-ФЗ).
Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации:
— временно пребывающий иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Таким образом, если иностранные граждане, принятые на работу, имеют статус временно проживающих либо постоянно проживающих, то они являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, с начисленных им выплат рассчитываются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а расчет ЕСН в части федерального бюджета, причитающегося к уплате, производится с применением налогового вычета.
Если иностранные граждане имеют статус временно пребывающих, то они не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Соответственно, на выплаты, производимые в их пользу, взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а ЕСН в федеральный бюджет исчисляется полностью без применения налогового вычета (см. письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-05-02-04/27, от 03.08.2006 N 03-05-02-04/124, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 21-18/225, от 26.11.2007 N 21-13/112059@, от 30.06.2006 N 21-13/57477).
Следовательно, доходы, полученные гражданами Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с момента заключения с ними трудовых договоров. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за лиц, имеющих статус временно пребывающих, не уплачиваются. Налогообложение ЕСН с выплат, произведенных в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в общеустановленном порядке (без применения налогового вычета). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общеустановленном порядке.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ (с изм.).
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года: протокол от 24 янв. 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. N 11 (нояб.).
4. О сотрудничестве в области социального страхования: договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 15, ст. 1745.
5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (с изм.).
6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15 дек. 2001 г. N 167-ФЗ (с изм.).
7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (с изм.).
Специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Я. Степовая и С. Мягкова.
______________________________________________________________________
1 Ратифицирован Федеральным законом от 17.05.2007 N 81-ФЗ. Применяется в отношении доходов, полученных с 31.05.2007.
2 Данное требование также следует из положений статей 2 и 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (Санкт-Петербург, 24.01.2006).
Еще статьи из этого раздела
- Валютные операции – 2022: разъяснения Банка России по вопросам покупки наличной валюты, ее снятия с валютных вкладов и счетов граждан, возврата банковской комиссии
- Материнский капитал в 2022 году: размер, порядок получения и планируемые поправки
- Электронные платежные счета, мобильное приложение СБПэй
- Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов
- Внутрисемейные имущественные отношения: планируемое изменение регулирования