«Гарант-Сервис» г. Владимир
Информационно-правовое обеспечение Владимирской области
Звоните нам
8 800-200-28-07

Лизинг персонала: плюсы и минусы

Лизинг персонала: плюсы и минусы
Лизинг персонала позволяет нивелировать нехватку сотрудников в пиковый сезон (к примеру — во время предновогодних распродаж, при проведении акций и т.д.). Этот процесс также сокращает административные расходы.

Постоянный контроль над настроением и предпочтениями сотрудников, моральное стимулирование, материальное поощрение — все это требуется для штатных сотрудников. Поэтому иногда работодателю выгоднее привлекать наемный персонал, который ориентирован на выполнение конкретных работ. В то же время надо понимать, что «арендованный» персонал зачастую невозможно контролировать с точки зрения корпоративной культуры компании.

Договорные отношения

Взаимоотношения лизингодателя и заказчика регулирует договор о предоставлении персонала (аутсорсинга персонала).

Договор аутсорсинга персонала не закреплен в российском законодательстве. Однако, учитывая, что Гражданский кодекс допускает заключение договоров, не предусмотренных действующим законодательством, он прочно вошел в деловой оборот.

При этом отсутствие регулирования, с одной стороны, предоставляет свободу сторон договора в выборе его условий, с другой стороны, делает такой договор «рисковым».

Так, неотражение в договоре каких-либо особенностей бизнес-процессов, условий аутсорсинга не позволит в случае спора защитить права стороны договора.

Что же необходимо, на наш взгляд, обязательно отражать в договоре аутсорсинга персонала?

Во-первых, это подробное, исключающее двоякое толкование, описание функционала работников, а также требования к нему. При отсутствии такового условия в договоре заказчик может получить на объекте персонал, не способный качественно выполнить поставленные перед ним задачи. При этом он будет обязан оплатить работу данного персонала (ведь отказ от допуска на объект персонала по «неуважительным», т.е. прямо не предусмотренным договором причинам может послужить основанием для взыскания с заказчика штрафных санкций, убытков).

Во-вторых, очень важно определить в договоре порядок согласования количества предоставляемого персонала.

Зачастую заказчики, впервые сталкивающиеся с аутсорсингом персонала, полагают, что любая их заявка на предоставление персонала в любом объеме будет «молниеносно» выполнена аутсорсинговой компанией. К сожалению, возможны ситуации, когда потребность заказчика не может быть удовлетворена единомоментно. Во избежание форс-мажорных обстоятельств в виде невывода персонала в желаемом объеме в договоре целесообразно предусматривать порядок и сроки согласования между заказчиком и аутсорсинговой компанией графика вывода персонала и его количества.

В-третьих, важным условием договора является порядок учета объема работ, выполненных предоставленным персоналом, и времени выполнения им данной работы.

Данный учет должен проводиться, на наш взгляд, ежедневно. Ведь по истечении отчетного периода при наличии спора сложно восстановить события конкретного дня: полный ли день выполнялись работы конкретным работником, не был ли он отстранен от выполнения работ и т.д.

Заметки на полях. Заказчик может не допустить «арендованный» персонал к работе, но если причина отказа в допуске не предусмотрена в договоре, то спора не избежать.

Выгоды и риски

Есть ситуации, когда в организации существует ограничение численности персонала, когда это необходимо по налоговым или другим соображениям, или же организация хочет сохранить за собой статус малого предприятия. Естественно, дополнительные в штате люди приведут к потере статусов или условий ведения деятельности.

За счет привлечения персонала по договору лизинга существенно сокращается нагрузка на бухгалтерию и кадровых специалистов. Нет необходимости рассчитывать отпускные, больничные выплаты, начислять страховые взносы и НДФЛ. Все эти обязанности исполняет лизингодатель.

Отсутствие трудовых отношений непосредственно между работником и лизингополучателем позволяет исключить возникновение трудовых разногласий и споров.

Если в организации нет предвзятого отношения к сотрудникам, работающим по удаленной системе, например в IT-компаниях, то лизинг персонала позволяет существенно сократить расходы по аренде и оборудованию рабочего места, закупке канцтоваров и т.д.

Заметки на полях. При аренде персонала можно получить экономию на налогах и страховых взносах, но есть риск, что инспекторы не поверят в добросовестность фирмы.

О. Остапенко,
начальник финансового отдела компании «СТС Групп»

О. Дудакова,
директор по правовым вопросам компании «СТС Групп»

Мнение. Перевод сотрудников рискован
Антон Балдов, ведущий консультант по бухгалтерскому и налоговому учету компании «НАФКО-Консультанты»

В последнее время многие налогоплательщики применяют различные схемы по минимизации налоговых платежей в бюджет. Налогоплательщики в какой-то степени удовлетворены результатами работы этих схем и начинают ими злоупотреблять.

К любым законным и незаконным схемам налоговики относятся с пристальным вниманием и с высокой степенью вероятности предпримут попытки доначислить налоги. Аутсорсинг и аутстаффинг также не стали исключением среди налоговых схем.

Поэтому, когда в компании документально остаются работать генеральный директор и главный бухгалтер, а весь остальной персонал увольняется или переводится в другую компанию, — будьте готовы доказать экономический смысл этих движений.

Ведь по факту у самих работников ничего не меняется, за исключением новой записи в трудовой книжке. Они продолжают работать в прежних офисах, заработную плату получают на те же банковские карты, круг обязанностей и названия должностей также остаются неизменными.

Иногда это выгодно, чтобы получить инвестиции от иностранных компаний или кредит от зарубежных банков под более низкий процент. Иностранцы очень часто оценивают инвестиционную привлекательность исходя из показателей «выручка на сотрудника» или «прибыль на сотрудника».

Аутстаффинг также может быть выгоден, когда в компании работает значительное число иностранцев. В данном случае аутстаффинг может обезопасить компанию от возможных претензий со стороны ФМС, полиции и других надзорных структур.

Свои доводы, возможно, нужно будет подтвердить бизнес-планом, расчетами показателей, служебными записками, внутренней перепиской, отчетами — любыми документами, доказывающими получение или возможное получение прибыли при переходе на аутсорсинг или аутстаффинг.

Мнение. Возможность замены работника должна быть прописана в договоре
Павел Ерин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ

На практике под договором лизинга персонала (договором аутсорсинга) обычно понимается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (исполнитель) предоставляет другой стороне (заказчику) персонал необходимой квалификации, состоящий в трудовых отношениях с исполнителем, для выполнения определенных работ в интересах и по поручению заказчика. Законодательство не выделяет такой договор в качестве самостоятельного вида гражданско-правового договора. Суды обычно применяют к нему нормы главы 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг (пост. Восемнадцатого ААС от 29.08.2012 N 18АП-8337/12, Пятого ААС от 02.10.2009 N 05АП-4683/2009). Для этого договора, как и для любого другого, имеет значение правило статьи 402 ГК РФ, согласно которому действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Иными словами, исполнитель по договору лизинга персонала несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей, в том числе возникшее по вине работников исполнителя. Меры ответственности, в том числе возможность замены сотрудников, которые трудятся на объектах заказчика, стороны вправе определить в договоре по своему усмотрению, руководствуясь принципом свободы договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Если такие условия в договоре не предусмотрены, заказчик во всяком случае может воспользоваться правами, предоставленными ему законом, и по своему выбору потребовать от исполнителя безвозмездно устранить в разумный срок недостатки оказанных услуг, возникшие вследствие некачественной работы сотрудников исполнителя, либо соразмерно уменьшить договорную цену, либо, если в договоре предусмотрено право заказчика устранять такие недостатки своими силами, возместить ему расходы на устранение недостатков (п. 1 ст. 723, ст. 783 ГК РФ).

Юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работниками при исполнении трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Несмотря на то что оперативное руководство работниками в данной ситуации осуществляет заказчик, стороной договора для него остается исполнитель, предоставивший персонал для работы на объектах. Поэтому, если сотрудники исполнителя при выполнении таких работ причинили вред имуществу заказчика, обязанность возместить убытки (п. 2 ст. 15, ст. 1082 ГК РФ) возлагается на исполнителя.

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2013 г.