«Гарант-Сервис» г. Владимир
Информационно-правовое обеспечение Владимирской области
Звоните нам
8 800-200-28-07

«Кадастровый» налог для специальных режимов

«Кадастровый» налог для специальных режимов
В октябре налогоплательщики, применяющие ЕНВД, обязаны заплатить авансовый платеж по налогу на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Налоговым кодексом установлено, что применение организациями УСН и ЕНВД предусматривает в том числе их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций*(1).

Однако данные положения Кодекса весной 2014 года были уточнены. Так, Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ (далее — Закон N 52-ФЗ) внес изменения, согласно которым организации, перешедшие на УСН и ЕНВД, обязаны уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. По другим видам недвижимого и движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, организации, применяющие УСН и ЕНВД, налог на имущество организаций не уплачивают.

Положения Закона N 52-ФЗ в части указанных поправок вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по УСН является календарный год, следовательно, для «упрощенцев» обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости на основании регионального закона, возникает только с 1 января 2015 года.

В свою очередь, налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал*(2). Поэтому поправки Закона N 52-ФЗ для ЕНВД вступают в силу с 1 июля 2014 года и, следовательно, обязанность по уплате плательщиками ЕНВД налога на имущество организаций возникает также с 1 июля 2014 года.

Налог на имущество организаций в 2014 году для ЕНВД

Порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость, установлен статьей 378.2 Налогового кодекса.

Напомним, что с 1 января 2014 года субъектам РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества*(3).

Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости такого имущества. К недвижимости, налоговая база по которой определяется по кадастровой стоимости, относятся:
— административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них;
— нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом перечень объектов недвижимого имущества, облагаемого «кадастровым» налогом, определяется на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций не позднее 1-го числа соответствующего периода*(4).

Рассмотрим порядок исчисления налога на имущество и авансовых платежей за 2014 год организациями, применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД.

Исчисление суммы налога за год и авансовых платежей по налогу в 2014 году в отношении объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляется в общеустановленном порядке*(5), но с учетом особенностей статьи 378.2 Налогового кодекса.

Важно отметить, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса применяются организациями — собственниками, находящимися на ЕНВД, с 1 июля 2014 года только в отношении имущества, включенного соответствующим субъектом РФ в перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, не позднее 1 января 2014 года.

При этом налоговая ставка по таким объектам недвижимости не может превышать следующих значений:
1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;
2) для иных субъектов РФ: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Конкретные ставки должны быть установлены региональным законом о налоге на имущество организаций.
Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 года исчисляется плательщиками ЕНВД как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Сумма налога на имущество организаций за 2014 год для плательщиков ЕНВД должна исчисляться за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года как одна вторая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку, за минусом исчисленной суммы авансового платежа за 9 месяцев 2014 года.

Пример
Плательщику ЕНВД принадлежит на праве собственности помещение. Кадастровая стоимость помещения в офисном здании свыше 5000 кв. м, расположенного в Московской области, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, по состоянию на 01.01.2014 составляет 30 млн. руб.
Авансовый платеж за 9 месяцев 2014 г.:
¼ х 30 млн. руб. х 1% = 75 000 руб.
За период с 01.07. по 31.12.2014 сумма налога составит:
30 млн. руб. х 1% х ½ = 150 000 руб.
По окончании 2014 г. организация должна доплатить в бюджет налог на имущество организаций за период с 01.07. по 31.12.2014 в размере 75 000 руб. (150 000 — 75 000).

Обоснования принятия Закона N 52-ФЗ

По вопросу необходимости принятия Закона N 52-ФЗ в части плательщиков ЕНВД и УСН автор отмечает, что решение о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества было обусловлено переходом к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости объектов недвижимости. Эти изменения также связаны с необходимостью получения дополнительных доходов в региональные бюджеты с отдельных категорий налогоплательщиков — собственников крупных нежилых объектов недвижимости торговли, общественного питания, офисных помещений.

На практике значительное число налогоплательщиков — собственников крупных нежилых объектов недвижимости в целях снижения фискальной нагрузки различными способами оптимизируют свои налоговые платежи. При этом основным способом стала налоговая оптимизация с использованием специальных налоговых режимов, поскольку их применение освобождает налогоплательщика от уплаты ряда налогов, в том числе от уплаты налога на имущество организаций.

В этой связи положения Закона N 52-ФЗ направлены на минимизацию рисков искусственного распределения имущества между организациями, применяющими УСН или ЕНВД, и иными организациями — владельцами объектов недвижимости с целью уклонения от уплаты налога на имущество организаций.

Между тем обратите внимание, что в 2014 году региональные законы о введении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества приняты в рамках статьи 378.2 Кодекса только органами власти г. Москвы, Московской и Амурской областей.

Так, в г. Москве налогообложение недвижимого имущества организаций на основе кадастровой стоимости осуществляется для торговых и административно-деловых центров площадью более 5000 кв. м, в Московской и Амурской областях — для торговых центров площадью более 5000 и 500 кв. м соответственно.

При этом органами власти указанных выше субъектов РФ и в рамках предоставленных Кодексом полномочий определены соответствующие Перечни объектов недвижимости для целей налогообложения по кадастровой стоимости.

Автор отмечает, что проведенный анализ свидетельствует о малой доле организаций, применяющих УСН и ЕНВД и имеющих на праве собственности недвижимое имущество, облагаемое по кадастровой стоимости.

Так, количество организаций на УСН для г. Москвы составляет 220 единиц, или 0,1 процента от общего количества организаций, применяющих УСН (169 тыс. организаций). В Амурской области число таких организаций — 68 единиц, или 1,2 процента от общего количества организаций, применяющих УСН (5,6 тыс. организаций). В Московской области число таких организаций — 22 единицы, или 0,036 процента от общего количества организаций, применяющих УСН (59,6 тыс. организаций).

Между тем налог на имущество организаций является региональным налогом, в связи с чем у органов законодательной власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом имеются полномочия по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства отдельных налоговых преференций по данному налогу. К таким льготам можно отнести установление пониженной ставки налога, предоставление налоговой льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога.

Данная возможность реализована, например, Законом г. Москвы о налоге на имущество организаций*(6), которым предусмотрено уменьшение налоговой базы по указанному налогу на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении определенных этим Законом условий.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе учесть сумму уплаченного налога на имущество организаций в расходах.

Н. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и
прочих налогов Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2014 г.


*(1) п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ
*(2) ст. 346.30 НК РФ
*(3) п. 2 ст. 372 НК РФ
*(4) п. 7 ст. 378.2 НК РФ
*(5) ст. 382 НК РФ
*(6) ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64