Гарант-Сервис
Звоните нам:

8 800-200-28-07
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Интернет версия системы ГАРАНТ Демонстрация системы ГАРАНТ Купить ГАРАНТ. Стоимость обслуживания
ООО применяет УСН с объектом «доходы минус расходы»...
4 Апрель 2011
Вопрос:

ООО применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». Организация хотела зарегистрировать в налоговой инспекции Книгу доходов и расходов, которая ведется в электронном виде. Однако инспектор стал проверять каждую статью расходов и вычеркивать те из них, с которыми он не согласен. Инспектор отказался регистрировать Книгу, пока организация не внесет в нее исправления. Со многими исправлениями организация не согласна. Правомерны ли действия налогового инспектора?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непосредственно главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ не предусмотрен порядок предоставления налогоплательщиком налоговому органу такого регистра, как Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета).

Статья 346.24 НК РФ содержит лишь указание, что налогоплательщики в рамках налогового учета обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма Книги учета и порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н.

В соответствии с п. 1.4 Порядка данный регистр может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители.

На последней странице Книги учета, которая велась в электронном виде и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя — при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.

В этом случае Книга учета должна быть представлена для заверения в налоговый орган по окончании налогового периода, но не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода ст. 346.23 НК РФ (п. 1.5 Порядка).

Таким образом, Порядком четко регламентировано, что Книга учета должна быть представлена организацией на регистрацию в налоговый орган либо до начала очередного календарного года (при ведении Книги учета в бумажном виде), либо (в случае ведения в электронном виде) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (не позднее 30 апреля — для индивидуальных предпринимателей) (ст. 346.23 НК РФ).

В соответствии с Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков, утвержденным приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-10/478@, регистрация (заверение и скрепление печатью) Книги учета производится при обращении в присутствии налогоплательщика (код услуги 02.01.010). Форма представления данной услуги налогоплательщику — заверение подписью должностного лица налогового органа и скрепление печатью Книги учета.

Поэтому мы полагаем, что инспектор поступил неверно, когда при регистрации Книги учета стал ее проверять и вносить исправления. Совершенно очевидно, что «регистрация (заверение и скрепление печатью)» не заключается в проверке каждой статьи расходов и вычеркивании позиций, с которыми не согласен инспектор. На наш взгляд, в рассматриваемом случае имеет место превышение инспектором своих полномочий. Мы считаем, что организация вправе не соглашаться с проверяющим на этапе заверения Книги учета и настаивать на ее заверении в том виде, в котором она представлена.

При этом согласно п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган проводит камеральную проверку силами уполномоченных должностных лиц в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В рамках камеральной проверки налоговый орган сообщает налогоплательщику о выявленных в налоговой декларации ошибках, противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления.

Мы полагаем, что именно в рамках камеральной проверки (а не в момент заверения Книги учета) инспектор вправе заявить о несогласии с включением в состав расходов тех или иных затрат.
В отношении заверения представители налоговых органов ранее сообщали, что, если Книга учета не заверена в налоговом органе в установленном порядке, это может рассматриваться как ее отсутствие у налогоплательщика (письмо ФНС России от 20.08.2008 N ШС-6-3/594, письмо УФНС России по Новосибирской области от 15.07.2005 N 06-12.1/10870).

В то же время в соответствии с разъяснениями налоговой службы, изложенными в письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@, Налоговый кодекс РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления Книг в налоговый орган. В этой связи налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков обязательного представления вышеуказанных Книг для заверения, они заверяются только по просьбе налогоплательщиков.
Региональные налоговые органы довели указанное письмо до сведения и использования в работе (смотрите, например, письма УФНС по Ленинградской области от 11.02.2010 N 14-06-03/02058@, УФНС по Приморскому краю от 09.02.2010 N 10-01-03/02822@, Информационное письмо УФНС по Республике Мордовия от 05.02.2010 N 02-10-1/01162@, УФНС по Тамбовской области от 05.02.2010 N 07-39.2/00855@).

Однако судьи высказали противоположное мнение по вопросу заверения Книги в решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09. Это решение было оставлено без изменения, а в передаче дела в Президиум ВАС было отказано (определение ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-13965/09). По мнению судей, оспариваемый п. 1.5 Приложений N 2 и N 4 к приказу Минфина России от 31.12.2008 N 154н в части, относящейся к заверению Книги учета доходов и расходов налоговым органом, не противоречит положениям НК РФ. Иными словами, судьи не поддержали мнение общества в том, что оспариваемые положения возлагают дополнительные, не предусмотренные НК РФ обязанности по заверению Книги учета налоговым органом, и Минфин России, утвердив обязанность заверения, превысил полномочия, предоставленные ему ст. 346.24 НК РФ.
Обратите внимание, что, с учетом измененной Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ редакции ст. 120 НК РФ, отсутствие такого налогового регистра, как Книга учета, является объектом правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ.

В отношении истребования Книги учета (или ее копии) сообщаем следующее.

Возможность предоставления в налоговый орган этого документа предусмотрена, но не вменена в обязанность налогоплательщика, при этом налоговое законодательство не содержит требования о представлении налоговой отчетности вместе с копией Книги учета (Вопрос: Необходимо ли представлять в налоговый орган Книгу учета доходов и расходов? В некоторых инспекциях не принимают декларацию по УСНО без копии Книги учета доходов и расходов. (Журнал «Налоговый навигатор», N 17, сентябрь 2010 г.)).
Если налоговым органом выставлено требование в установленной форме о представлении Книги учета исключительно в рамках проведения камеральной проверки, при этом организация уверена, что налоговый орган не вызывал ее представителей для дачи пояснений по возникшим в ходе камеральной проверки у инспектора вопросам, то организация имеет право сначала выяснить причину выставления указанного требования.

К сведению:
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 138 НК РФ). Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу установлены ст. 139 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Законодательное Собрание Владимирской области ТПП Владимирской области fas партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург