«Гарант-Сервис» г. Владимир
Информационно-правовое обеспечение Владимирской области
Звоните нам
8 800-200-28-07

Лесные пожары

«Лесные пожары показали — надо менять всю систему»

Естественно, темой встречи стали лесные пожары. Они выявили столько «системных проблем», что переделывать, по мнению губернатора, придется многое. Ситуация лета-2010 оказалась намного сложнее 2002 года, когда тоже горели леса и торфяники, потому что такой длительной жары не было еще никогда. По сравнению с прошлым годом, площадь лесных пожаров оказалась больше в 74 раза.

ТОРФЯНИКИ ГОРЯТ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ БЕСХОЗНЫЕ

— Горящие торфяники являются проблемой все последние годы, — заявил Николай Виноградов.

А проблема в том, что «приказали долго жить» торфопредприятия. За годы их работы были осушены гигантские площади торфяников, и теперь они в жару самовозгораются, а тушить их некому. Пока существовали торфоразработочные предприятия, они имели и технику, и людей для тушения. Сейчас средств для тушения нет.

Источник: vladimir.kp.ru

Причем, что делать с торфяниками дальше, непонятно. Будет ли использоваться торф в качестве топлива и соответственно надо ли его добывать — пока никто не знает, проектов нет. Затопить все торфяники обратно? А вдруг потом опять понадобится осушать? Пока что осуществляется временное затопление торфяников в Мещере, для чего стоятся трубопроводы силами военных, но это временные меры.

ЛЕСНИКИ И ЛЕСООХРАНА РАБОТАЮТ НА РАЗНОЙ ЧАСТОТЕ

— Высветился целый ряд системных проблем, и когда будет произведен анализ ситуации, на уровне государства должны быть приняты дополнительные меры для предупреждения подобного развития событий, — подчеркнул Николай Виноградов.

К системным проблемам губернатор отнес состояния законодательства о лесном хозяйстве и противопожарной защите, а также элементарную безалаберность — как будто не среди лесов живем. Привел несколько примеров таких несостыковок.

1. В зоне ЛЭП, если она проходит по лесу, невозможно вырубить деревья, угрожающие проводам! После пожара обгорелые стволы нависают над высоковольными линиями — а убрать нельзя, это лесное богатство: сначала надо продать кому-то с соблюдением всех правил. Та же проблема — после бурь и снегопадов.

2. Службы охраны леса мало координированы между собой. Рации вертолетов авиалесоохраны и «наземных» лесников работают на разной частоте.
— В Вязниковком районе мы сажали вертолет, брали на борт лесника с рацией и только так можно было корректировать действия, — поделился губернатор. — А работа одного вертолета в день — это спасение одной деревни.

3. Леса в области почти все находятся в аренде. У арендаторов, естественно, нет ни людей, ни техники для тушения пожаров. А у лесников после принятия нового Лесного кодекса сил стало существенно меньше. В 2002 году в области было около двух тысяч лесников, сейчас вместе с сотрудниками авиалесоохраны осталось меньше тысячи. Причем техники у авиалесоохраны капитально не хватает. Вертолеты даже не могут летать при задымлении, хотя давно уже существуют инфракрасные датчики, позволяющие такие полеты.

4. В поселке Гусевский, который разбросан среди торфяников, нет пожарных рукавов, пожарных гидрантов, даже просто щитов с баграми. У сельских поселений нет денег на противопожарное оборудование, и никто им средств не выделяет.

«НОВЫЕ ПОГОРЕЛЬЦЫ»

Ущерб, который нанесли пожары, пока не оценен, но ясно, что он будет многомиллионным. Убытки от сгоревших лесов не покроет никто, а ведь понадобятся еще деньги на их восстановление.

— Нужно создавать систему государственного страхования лесов, — уверен губернатор. — А средства, которые появятся, использовать на обеспечение пожарной защиты лесов.
Правда, кто будет оплачивать страховку, да и вообще заниматься страхованием лесных угодий, непонятно. Существующие страховые компании явно к таким вещам не готовы. Даже деревенские дома этим летом от пожаров они страховать отказывались, что и понятно — риск очень высок.

Причем тем, чьи дома сгорели этим летом, хотя бы помогут — и новое жилье строят, и по 200 тысяч компенсации выдадут. Их в народе уже называют «новыми погорельцами». Гораздо хуже тем, чьи дома уцелели в пострадавших деревнях. У них нет работы, сгорели общественные здания. Губернатор пообещал помочь и этим жителям.
А вот «старые погорельцы», например, из деревни Золотково, где 2 года назад сгорели 26 домов, ничего не получат, потому что тогда не было «чрезвычайной ситуации». Губернатор посоветовал жителям заботиться о страховке заранее.

КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА

Губернатор привел примеры настоящего героизма, проявленного во время пожаров — в том числе жителей сгоревших деревень, которые помогали пожарным, спасали соседей, не обращая внимания на собственный горящий дом. Но были и другие ситуации.
В Андреевском лесхозе «под шумок» была сделана попытка хищения 200 кубометров леса — ее пресекли в последний момент. Наверняка будут и еще желающие украсть якобы сгоревший лес — все эти вещи тщательно отслеживают.

О росте цен, который уже начался под предлогом пожаров и засухи, губернатор отозвался так:

— Мы собрали представителей сетевых компаний и производителей. Но они говорят: «А вы не имеете права ограничивать рост цен, у нас рыночные отношения». И они абсолютно правы. Но когда на фоне ситуации с пожарами возникают еще и вопросы о повышени цен, встает уже проблема управляемости. Если есть чрезвычайная ситуация, она должна и давать чрезвычайные полномочия власти. Опять неувязка.

Источник: vladimir.kp.ru