Гарант-Сервис
Звоните нам:

8 800-200-28-07
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Интернет версия системы ГАРАНТ Демонстрация системы ГАРАНТ Купить ГАРАНТ. Стоимость обслуживания
С работником государственного учреждения культуры...
24 Ноябрь 2010

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Соглашение, по которому физическое лицо обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать аранжировку музыкального произведения, может быть квалифицировано как договор авторского заказа.

В зависимости от условий такого договора исключительное право на созданную аранжировку может быть полностью передано заказчику либо сохранено за автором с предоставлением заказчику права использования аранжировки в установленных договором пределах.

При этом использование созданной аранжировки (в том числе путем ее публичного исполнения) возможно только после получения согласия автора исходного произведения на его переработку.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ произведения науки, литературы и искусства являются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

Музыкальные произведения с текстом или без текста относятся к произведениям искусства и являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, включающие в себя исключительное право, которое является имущественным правом (п. 1 ст. 1255, ст. 1226 ГК РФ).
В ст. 12 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (далее — Бернская конвенция) установлено, что авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений. Согласно ст. 2 (3) Бернской конвенции адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями без ущерба правам автора оригинального произведения.

Аналогичные правила относительно аранжировки музыкальных произведений закреплены в нормах части четвертой ГК РФ.

Аранжировка музыкального произведения относится к числу производных произведений, которые являются самостоятельными объектами авторских прав (п. 1, п. 4 ст. 1260 ГК РФ).
Положениями ст. 1260 ГК РФ установлен ряд особенностей осуществления правовой охраны авторских прав авторов производных произведений. Так, согласно п. 3 указанной нормы автор аранжировки осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания этой аранжировки. При этом авторские права автора аранжировки охраняются независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано это производное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК РФ).

Как следует из ст.ст. 1229, 1270 ГК РФ, исключительное право на произведение принадлежит автору произведения или иному правообладателю. По общему правилу только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ одним из видов использования произведения является его переработка, под которой понимается создание нового производного произведения, в том числе аранжировка музыкального произведения на основе существующего произведения.

В п. 31 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ).
Итак, по смыслу норм ГК РФ переработка музыкального произведения (в том числе и любая его аранжировка) является его использованием, а следовательно, допускается только с согласия автора или иного правообладателя.

В соответствии со ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.
Так, например, согласно ст. 1326 ГК РФ публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускаются без получения соответствующих разрешений правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Возможность переработки музыкального произведения без согласия автора или иного правообладателя, но с выплатой им вознаграждения нормами ГК РФ не предусмотрена.

Однако представляется очевидным, что в силу объективных причин автору музыкального произведения достаточно сложно самостоятельно осуществлять контроль за использованием произведения третьими лицами, в том числе выявлять факты переработки произведения и создания аранжировок на его основе.

В соответствии с п. 2 ст. 1242 ГК РФ организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

Соответствующие полномочия возникают у таких организаций на основании договоров о передаче полномочий по управлению правами, заключаемых ими в письменной форме с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК РФ).

Тем организациям по управлению правами, которые получили государственную аккредитацию, законодательство предоставляет возможность управлять правами и осуществлять сбор вознаграждения в пользу всех правообладателей вне зависимости от того, заключены ли с ними соответствующие договоры (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

В настоящее время аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, является Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (далее по тексту — РАО; смотрите приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15.08.2008 N 16).

Сферы коллективного управления, на осуществление деятельности в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию, перечислены в п. 1 ст. 1244 ГК РФ. Такого вида деятельности, как «управление правами в сфере переработки (в том числе аранжировки) музыкального произведения», в указанной норме не приведено. Соответственно, осуществлять права по контролю за переработкой музыкальных произведений может либо сам автор (иной правообладатель), либо организация по управлению правами на коллективной основе, с которой у автора или иного правообладателя заключен соответствующий договор.
Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным (п. 1 ст. 1229 ГК РФ) и влечет ответственность, установленную законодательством, кроме случаев, когда ГК РФ допускает такое использование.

Таким образом, аранжировка музыкального произведения может быть создана (в том числе и по заказу третьего лица) только правообладателем или лицом, которому автор или иной правообладатель передал право на такое использование произведения на основании договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.

Осуществление переработки музыкального произведения лицом, не получившим на то разрешения автора или иного правообладателя, является незаконной. Такой вывод находит свое подтверждение в судебной практике (смотрите, например, решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 19.02.2009 N 2-511/2009).

В рассматриваемом случае договор, заключенный между организацией и автором аранжировки, по своей правовой природе может быть квалифицирован как договор авторского заказа.
В соответствии с п. 1 ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
Иными словами, если в договоре авторского заказа не будет специального указания на то, что он является безвозмездным, то он должен считаться возмездным.

Фактически договор авторского заказа относится к смешанным договорам: им регулируются не только взаимоотношения по созданию объекта авторских прав (интеллектуальной собственности), но и взаимоотношения сторон по его использованию в дальнейшем.

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 2 ст. 1288 ГК РФ).
В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору, соответственно, применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное (п. 3 ст. 1288 ГК РФ).

Таким образом, если по договору авторского заказа на произведение отчуждаются исключительные права, то следует руководствоваться нормами ст. 1234, ст. 1285 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

В силу абзаца второго п. 3 ст. 1234 ГК РФ при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются, поскольку результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации создаются творческим трудом и являются неповторимыми.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору, соответственно, применяются положения о лицензионном договоре, предусмотренные ст. 1235, ст. 1286 и ст. 1287 ГК РФ (п. 4 ст. 1288 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
Пунктом 4 ст. 1286 ГК РФ установлено, что в возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.
Согласно п. 5 ст. 1235 ГК РФ при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, также не применяются.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что при отсутствии в договоре авторского заказа специального указания на его безвозмездность такой договор должен считаться возмездным, а при отсутствии указаний на размер вознаграждения автора (или порядок его определения) за отчуждение исключительного права или за предоставление заказчику права использования произведения такой договор является незаключенным.

Однако, учитывая то обстоятельство, что в рассматриваемом случае ни заказчик (организация), ни автор созданной аранжировки не имеют прав на использование исходного музыкального произведения, такой договор, по нашему мнению, в силу ст. 168 ГК РФ, является недействительным (ничтожным) как не соответствующий закону. Таким образом, независимо от того, кому в соответствии с условиями авторского договора будут принадлежать исключительные права на созданное производное произведение (аранжировку), эти права (в том числе на право публичное исполнение) не могут быть реализованы до тех пор, пока не будут соблюдены права автора исходного произведения, т.е. не получено его согласие на такое использование произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). В связи с этим условие договора авторского заказа об отказе автора от получения вознаграждения за публичное исполнение его произведения через аккредитованную организацию (РАО) не имеет правового значения. Кроме того, отметим, что отказаться от управления исключительными правами автор может направив в РАО соответствующий письменный отказ (п. 4 ст. 1244 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Законодательное Собрание Владимирской области ТПП Владимирской области fas партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург