Гарант-Сервис
Звоните нам:

8 800-200-28-07
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Интернет версия системы ГАРАНТ Демонстрация системы ГАРАНТ Купить ГАРАНТ. Стоимость обслуживания
Законодательство Владимирской области

Постановление Губернатора Владимирской области
от 2 февраля 2010 г. N 59
«О концепции развития пригородного и городского транспорта Владимирской области на 2010—2015 годы»

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 04.12.2007 N Пр-2134ГС, в целях обеспечения эффективной реализации органами исполнительной власти полномочий по организации транспортного обслуживания населения, организации устойчивой и безопасной работы предприятий транспортного комплекса, повышения качества и доступности предоставляемых услуг по перевозке пассажиров постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития пригородного и городского транспорта Владимирской области на 2010—2015 годы (далее Концепция) согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при формировании программ развития пассажирского транспорта территорий.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области по строительству и развитию инфраструктуры.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
Н.В. Виноградов

Приложение
к постановлению
Губернатора Владимирской области
от 2 февраля 2010 г. N 59

Концепция
развития пригородного и городского транспорта Владимирской области на 2010—2015 годы

Введение

Состояние и развитие транспорта имеют для Владимирской области большое значение. Транспорт, наряду с другими отраслями экономики, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей.
В первое десятилетие экономических реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Созданы основы правовой базы в сфере транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, в целом создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности. На территории Владимирской области в основном завершена приватизация транспортных организаций.
Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
В условиях развивающейся экономики транспорт региона не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой формирования социально-экономического развития региона, то есть экономика формирует общественный «заказ» на транспортную систему, а последняя обеспечивает возможность формирования более эффективного экономического пространства.
Рынок жестко разделил интересы производителей и потребителей услуг. При этом конечные цели производителей (максимальная прибыль, доминирующее положение на рынке и т. д.) останутся неизменными долгое время, тогда как цели потребителей все время меняются: потребности растут и модифицируются, изменяется тип потребительского поведения.
Комплексный подход к планированию работы пассажирского транспорта призван обеспечить потребности инновационного развития экономики области в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. При этом обеспечение доступности транспортных услуг для населения является одной из приоритетных целей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р.

1. Обоснование необходимости разработки Концепции

1.1. Анализ функционирования пригородного и городского транспорта Владимирской области.
Эксплуатационная длина путей сообщения по состоянию на начало 2009 года составляла 7576,8 км, в том числе автомобильные дороги — 6584,3 км (87 %), железнодорожные пути — 922,0 км (12 %), троллейбусные линии — 70,5 км (1 %).
Владимирская область характеризуется развитой сетью автомобильных дорог (по плотности дорожной сети > 190 км на 1000 кв. км область занимает третье место по Центральному федеральному округу) связывающих между собой все города и 65 % сельские населенные пункты региона.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 5772,9 км, из них 5643,3 км или 97,8 % с твердым покрытием.
По состоянию на 01.12.2009 г. на территории Владимирской области функционируют 6 автовокзалов, 14 пассажирских автостанций и 1 кассовый пункт общей площадью 11,4 тыс. м2 и суммарной вместимостью 1,1 тыс. пассажиров.
Из 21 объекта транспортной инфраструктуры 14 находятся в областной собственности, 1 — в муниципальной и 6 — в частной собственности.
В объединенную сеть автовокзалов и автостанций на базе ГУП «Владимирский автовокзал», как структурные подразделения на правах хозяйственного ведения (аренды), входят 14 из 21 объекта транспортной инфраструктуры.
Маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта области, в том числе сеть межрегиональных автобусных маршрутов, пролегающих по территории Владимирской области, по состоянию на 01.07.2009 г. насчитывала 504 автобусных и 14 троллейбусных маршрутов, формируется в рамках реализуемых полномочий по организации транспортного обслуживания населения администрацией Владимирской области (департамент транспорта и дорожного хозяйства (ДТДХ), исполнительными органами местного самоуправления муниципальных образований области (ОМСУ), а также Минтранса России и характеризуется следующим образом (таблица N 1):

Таблица N 1

Маршруты по видам сообщения Количество маршрутов регулярных перевозок Заказчик перевозок
Городские, всего 183
в т. ч.
горэлектротранспорта 14 ОМСУ
автомобильного транспорта 169 ОМСУ
Пригородные, всего 254
в т. ч.
межмуниципальные 51 ДТДХ
муниципальные 203 ОМСУ
Междугородные, всего 81
внутриобластные 30 ДТДХ
межрегиональные 51 Минтранс России
Итого: 518

 

Рынок перевозок пассажиров во Владимирской области представлен предприятиями и организациями автомобильного, городского электрического и железнодорожного транспорта.
В настоящее время полномочия по организации транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим законодательством осуществляются администрацией области (пригородные и междугородные межмуниципальные маршруты автомобильного транспорта, пригородное железнодорожное сообщение) и 34 муниципальными образованиями области (городские и пригородные муниципальные маршруты).
Ежегодно пассажирским транспортом общего пользования области перевозится 204,8 млн. пассажиров, в том числе: автомобильным транспортом 143,9 млн. пассажиров (70,3 %), городским электрическим транспортом 49,4 млн. пассажиров (24,1 %), железнодорожным транспортом в пригородном сообщении 11,5 млн. пассажиров (5,6 %).
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории области осуществляют филиалы ОАО «РЖД» — Московская, Горьковская и Северная железные дороги.
Объемы движения пригородных поездов в сутки составляют: по Горьковской железной дороге — 47 пар поездов, по Московской железной дороге — 72 пары поездов, по участкам Северной железной дороги — 10 пар пригородных поездов.
За последние несколько лет наблюдается снижение объемов перевозок пассажиров от 1 до 5 % в год, связанное с ростом количества автомобилей в личном пользовании граждан, сокращением количества муниципальных социально-значимых маршрутов с низким пассажиропотоком вследствие уменьшения расходов местных бюджетов на транспортное обслуживание населения, а также перераспределением объемов перевозок пассажиров между автомобильным и железнодорожным транспортом.
С учетом сокращения численности постоянного сельского населения области преимущественное развитие в последнее время получили перевозки пассажиров в городском сообщении.
В настоящее время в области функционируют 2 организации городского электрического транспорта — ОАО «Владимирпассажиртранс» в г. Владимире и МУП «Управление троллейбусным транспортом» в г. Коврове.
Лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на 01.07.2009 г. имеют 476 транспортных организаций, в том числе:
— 138 юридических лиц;
— 338 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Из общего количества организаций регулярные перевозки пассажиров осуществляют 334 транспортных оператора.
Из 336 организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом, 3 находятся в государственной и муниципальной собственности, контрольный пакет акций 13 организаций — акционерных обществ находится в собственности области и муниципальных образований, остальные — организации частной формы собственности.
Данные организации по числу работников (до 300 чел.) и по количеству эксплуатируемого подвижного состава (до 100 единиц) можно отнести к малым.
Для перевозки пассажиров на регулярных маршрутах используется 1,7 тыс. автобусов разной вместимости (особо малого класса — 30 %, малого класса — 16%, среднего класса — 18%, большого класса — 36%), а также 174 троллейбуса (57 единиц в г. Коврове и 117 единиц в г. Владимире).
1.2. Основные проблемы развития пригородного и городского транспорта.
В результате проведения анализа функционирования отдельных видов пригородного и городского транспорта общего пользования Владимирской области можно сделать вывод о том, что общей проблемой развития пассажирского транспорта является отсутствие межвидовой увязки перевозок различными видами транспорта. Вместе с тем, согласованное развитие пассажирского транспортного комплекса также предполагает решение проблем по отдельным его видам.
1.2.1. Автомобильный (городской и пригородный) и городской электрический транспорт.
В последние годы обострился вопрос обеспечения безопасности дорожного движения. В период 2005—2007 г.г. наблюдался рост как общего числа дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) (с 3271 до 3717), так и рост количества погибших (с 514 до 595) и раненых в них (с 4137 до 4877). В 2008—2009 годах наблюдается сокращение общего числа ДТП и количества погибших и пострадавший в них. За 11 месяцев текущего года общее количество ДТП составило 2919 (-5,8 % к АППГ<*>), количество погибших — 384 человека (-14,9 % к АППГ), раненых — 3855 (-2,6 % к АППГ). При этом с участием автобусов зафиксировано 129 ДТП (-11,6 % к АППГ), в том числе по вине водителей автобусов 47 ДТП (-4,1 % к АППГ), с участием троллейбусов зафиксировано 35 ДТП (-2,8 % к АППГ), в том числе по вине водителей троллейбусов — 14 ДТП (+27,2 % к АППГ). При общей положительной динамике уровня аварийности, ее относительный показатель на пассажирском лицензируемом транспорте (количество ДТП на 10 тыс. автобусов) остается крайне высоким по сравнению с регионами Центрального федерального округа (2008 год — 172; за 10 месяцев 2009 г. — 155,0, что значительно превышает среднее по Центральному федеральному округу значение -58,5.
Одной из основных проблем наземного транспорта общего пользования Владимирской области продолжают оставаться недостаточные (до 120 единиц в год) темпы обновления парка подвижного состава. С учетом срока полезного использования большинства используемых в области автобусов и троллейбусов (от 7 до 10 лет) и количества эксплуатируемого пассажирского транспорта ежегодно должно приобретаться не менее 170 автобусов и 20 троллейбусов.
<*> — аналогичный период прошлого года.
В условиях отсутствия в большинстве муниципальных образований перспективных планов развития, инфраструктурные ограничения усиливают проблемы развития транспорта. Степень износа автовокзалов и автостанций области в среднем составляет более 50 %, инфраструктура городского электрического транспорта нуждается в скорейшей реконструкции. В городских округах с относительно развитой маршрутной сетью отсутствуют системы организации и координации движения пассажирского транспорта.
Развитие рынка перевозок пассажиров предполагает совершенствование структуры и качества управления транспортными процессами. В то же время в ходе реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения, органы исполнительной власти муниципальных образований области испытывают трудности в нормативном, организационном и кадровом обеспечении данной работы, что не позволяет им оптимально планировать расходы местных бюджетов на указанные цели.
1.2.2. Пригородный железнодорожный транспорт.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года на период сохранения монопольного положения открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в перевозочной деятельности государством гарантируется право получения услуг железнодорожного транспорта по регулируемым тарифам. В то же время с отнесением полномочий по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на уровень субъектов Российской Федерации, до конца не сформированы принципы и методики формирования государственного заказа на осуществление перевозок пассажиров по регулируемым тарифам.
В целях совершенствования и развития управления железнодорожными пассажирскими перевозками требуется создание эффективного механизма взаимодействия железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» с органами исполнительной власти Владимирской области. Отсутствие данного механизма не позволяет объективно планировать транспортную работу железных дорог исходя из потребностей области в перевозках, в условиях конкуренции с другими видами пассажирского транспорта.
Одновременно в совместной работе железных дорог и администрации области следует уделять большое внимание вопросам обеспечения безопасности перевозок на объектах железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, станции, переезды).

2. Основные цели и задачи Концепции

Целью развития пригородного и городского транспорта Владимирской области является обеспечение эффективной реализации органами исполнительной власти полномочий по организации транспортного обслуживания населения с межвидовой увязкой перевозок различными видами транспорта путем повышения качества и доступности представляемых услуг по перевозке пассажиров и одновременным созданием условий для устойчивой и безопасной работы организаций пассажирского транспорта.
Для достижения поставленной цели в ближайшей перспективе необходимо решить следующие основные задачи:
— повышение качества управления пассажирским транспортом;
— обеспечение безопасности и качества перевозок пассажиров;
— повышение конкурентоспособности и эффективности работы организаций пассажирского транспорта, удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров;
— создание оптимальных резервов в развитии транспортной инфраструктуры.
Задачи, определенные Концепцией необходимо решать с учетом:
— основных положений федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих направления развития транспортной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года);
— высоких темпов развития в сфере информационных технологий;
— выгодного географического расположения области и равномерного распределения на ее территории производительных сил;
— демографической ситуации в области;
— положения на рынке энергоносителей и запасных частей;
— существующей системы статистического учета работы транспортного комплекса.

3. Основные направления развития пригородного и городского транспорта.

Основой обеспечения развития всех видов пригородного и городского пассажирского транспорта общего пользования на территории Владимирской области является совершенствование нормативной правовой базы по организации транспортного обслуживания населения.
В целях обеспечения межвидовой увязки перевозок пассажиров различными видами транспорта необходимо провести анализ действующего расписания движения и распределения пассажиропотоков городского электрического транспорта, автобусов городского и пригородного сообщения и пригородных поездов в пересадочных узлах железных дорог. Координацию работы железнодорожного и автомобильного транспорта общего пользования целесообразно проводить с учетом состояния и развития сети железных и автомобильных дорог общего пользования, а также предложений органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Владимирской области.
Формирование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность пригородного и городского пассажирского транспорта необходимо осуществлять с учетом следующих направлений:
3.1. Автомобильный (городской и пригородный) и городской электрический транспорт.
3.1.1. Развитие объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автопавильоны, остановочные пункты, диспетчерские центры, инфраструктура ГЭТ).
3.1.2. Повышение эффективности управления транспортным комплексом (организация дорожного движения с учетом перспективных планов развития городских территорий, использование на транспорте средств навигации, подготовка специалистов в области управления транспортом общего пользования, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов администрации области и органов местного самоуправления).
3.1.3. Обеспечение доступности услуг транспорта (организация перевозок на социально-значимых маршрутах с малым пассажиропотоком, повышение адресности оказания дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан по проезду наземным пассажирским транспортом).
3.1.4. Разработка комплекса мер, направленных на предоставление равного доступа на рынок перевозок (совершенствование конкурсных процедур и условий формирования маршрутной сети).
3.1.5. Создание условий для устойчивой, эффективной и безопасной работы организаций пассажирского транспорта (подготовка и переподготовка водителей, смотры-конкурсы профессионального мастерства, государственные и муниципальные программы по стимулированию обновления подвижного состава, реализация политики по переводу автотранспорта на альтернативные виды топлива).
3.2. Пригородный железнодорожный транспорт.
3.2.1. Создание эффективного механизма взаимодействия органов администрации Владимирской области и руководства железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» путем совершенствования договорных отношений;
3.2.2. Реализация совместных с ОАО «РЖД» инвестиционных проектов на объектах транспортной инфраструктуры.
3.2.3. Обеспечение доступности услуг транспорта (сезонное снижение тарифов, скидки по проезду отдельным категориям граждан областного регистра льготников).
3.2.4. Оптимизация количества пригородных поездов, осуществляющих движение по территории Владимирской области с учетом потребностей населения в перевозках.
3.2.5. Обеспечение безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Заключение

Реализацию основных направлений развития различных видов пригородного и городского транспорта Владимирской области органам администрации области и органам местного самоуправления муниципальных образований целесообразно осуществлять путем разработки соответствующих долгосрочных целевых областных и муниципальных программ с использованием программно-целевого метода.
По итогам реализации положений Концепции во Владимирской области будет сформирована эффективная система управления различными видами пассажирского транспорта, создан конкурентный рынок организаций транспорта общего пользования.


Полный текст документа, а также справку по нему Вы можете просмотреть в системе ГАРАНТ,
заказав бесплатную демонстрацию у Вас в офисе

Законодательное Собрание Владимирской области ТПП Владимирской области fas партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург партнер компании «Гарант-Сервис-Екатеринбург» г. Екатеринбург