«Гарант-Сервис» г. Владимир
Информационно-правовое обеспечение Владимирской области
Звоните нам
8 800-200-28-07

2 вопрос

Воспитатель работает в детском ясли-саде, являющемся структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установлена постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724.
Какова продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска у воспитателя? Какую норму необходимо применять в данном случае (п. 3 или п. 6 Приложения к указанному постановлению)? Необходимо ли применять п. 3 Примечаний к Приложению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Воспитателю детского ясли-сада, являющегося структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с п. 6 Приложения к постановлению Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установлена постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 (далее — Постановление N 724).
В соответствии с указанным постановлением ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям, местом работы которых являются дошкольные образовательные учреждения (п. 3 Приложения к Постановлению N 724). Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам, в том числе воспитателям, местом работы которых являются образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения дополнительного профессионального образования (п. 6 Приложения к Постановлению N 724).
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом. В соответствии с п. 5 ст. 12 этого закона деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке.
В соответствии с п. 16 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру (адъюнктуру), интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные базы практик, учебные театры, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, физкультурно-спортивные клубы и другие структурные подразделения.
Согласно п. 19 указанного Типового положения структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
Таким образом, детский ясли-сад, который является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, юридическим лицом не является, а следовательно, такой детский ясли-сад не является образовательным учреждением.
В п. 3 и п. 6 Постановления N 724 речь идет именно об образовательных учреждениях. В рассматриваемой ситуации образовательным учреждением является только государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Детский ясли-сад является его структурным подразделением и статуса образовательного учреждения не имеет. Таким образом, основываясь на букве закона, воспитателю, работающему в структурном подразделении государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с п. 6 Приложения к Постановлению N 724.
В п. 3 Примечаний к Приложению, утвержденному Постановлением N 724, речь идет о воспитателях, работающих в образовательных учреждениях таких типов, как общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Как мы выяснили, тип образовательного учреждения, в котором в рассматриваемой ситуации работает воспитатель, — учреждение высшего профессионального образования, поэтому п. 3 Примечаний в отношении такого воспитателя применяться, на наш взгляд, не может.
Конечно, тот факт, что воспитателю детского сада — дошкольного образовательного учреждения и воспитателю детского сада — структурного подразделения вуза положены отпуска разной продолжительности, кажется нам нелогичным. Однако такой вывод основан на буквальном толковании указанных выше правовых норм. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724, на наш взгляд, имеет много слабых мест и, безусловно, нуждается в доработке.
Считаем, что в такой ситуации целесообразно обратиться за разъяснениями по поводу применения указанного постановления в Федеральную службу по труду и занятости, которая в соответствии с пп. 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, осуществляет полномочия по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.